О дорожкахРечь идет о тропинках, тропах, дорогах, дорожках - о том, что специалисты именуют дорожно-тропиночной сетью (ДТС). Это основа планировки любого объекта ландшафтной архитектуры - от городского сквера до деревенского садика.

ДТС без ДТП

Неторопливо шагая с утра к летней кухне, вы вряд ли думаете о том, что находитесь сейчас на транзитном маршруте.

 

Связи между объектами участка (крыльцо, гараж, теплица, спортплощадка, баня, туалет) - одна из многочисленных нагрузок, выполняемых ДТС. Удобный вход и въезд на участок, приятность и комфортность прогулок - тоже функции дтс.

Ограничимся пока двумя названными функциями: 1) удобными транзитными связями между объектами, 2) приятностью прогулки, то есть возможностью увидеть на маршруте наиболее интересные виды участка. Нам предстоит научиться их совмещать.

Когда раскидывать сеть?

Простого ответа на этот вопрос нет. Нельзя сначала проложить дорожки, а к ним привязать все остальное. Нельзя сначала "все остальное" построить и посадить - и лишь потом задуматься о дорожках.

Проектирование и разбивка ДТС - процесс сложный. Он требует творческого подхода, но в то же время ограничен рядом жестких требований, речь о которых пойдет ниже.

Известен исторический пример: когда строился пионерлагерь "Артек", прокладку дорожек между корпусами "поручили" детям - те сами протоптали кратчайшие и удобнейшие пути.

Подобный подход к созданию ДТС весьма распространен на садовых участках, владельцы которых - рациональные натуры. У них все просто: прямые как стрела "скоростные магистрали" связывают все важные объекты. Выйдя на крыльцо, рационалист оказывается на перепутье, будто былинный богатырь. Прямо пойдет - к выходу попадет. Налево - к теплицам. Направо - к любимой беседке. Приняв решение, он молниеносно перемещается куда пожелал, а участка своего фактически не видит. Зачем? Главное - порядок! На участке, хозяин которого - эстет, путь от лужайки для барбекю до грядки с зеленью занимает минут пятнадцать. Ландшафтный дизайнер пошел навстречу заказчику - и перестарался. Живописнейнш извилистая тропка дает полюбоваться дальним лесом, приводит к журчанию фонтанных струй и никак не может мино-вать розария. Хорошо? Как сказать. Возникнет срочная надобность - и придется бежать не разбирая дороги, прыгая через клумбы и подныривая под ветви. Красота оборачивается неудобством.

Истина, как всегда, где-то посередине между эстетским и рациональным подходами. В этом заключена основная сложность проектирования ДТС.

Проект в натуре

Прежде чем приступать к воплощению в жизнь дизайнерских идей, перенесите проект в натуру в виде общей схемы будущей ДТС.

Делается это так. В землю вбивают колышки, между ними по намеченным трассам натягивают веревки. Для обозначения будущих дорожек и тропок сойдет даже растянутый поливочный шланг. Прохаживаясь по осевым направлениям, оценивают комфортность и удобство пути, определяют, какова живая связь пеших путей с дру-гими элементами ландшафта.О дорожках
О дорожкахГлавное требование: дорожки должны быть многофункциональны, удобны и красивы одновременно. Должны с равным успехом доставлять вас в нужные точки участка - и давать возможность по пути передохнуть, полюбоваться видами. И в то же время не дублировать друг друга, как полосы автотрассы. У самого входа в дом, на придомовой площадке, они сливаются, а дальше придется неизбежно разойтись (рис. 1). Крайне неразумно прокладывать пешеходныемаршруты О дорожкахпосередине полян, газонов и живописных открытых пространств. Красота,рассеченная пополам, умирает (рис. 2).
Также нежелательно отодвигать и отжимать дорожки к заборам, опушкам и насаждениям. Регулярные прогулки по периметру ограды свойственны не садовым участкам, а режимным заведениям совсем другого рода (рис. 3).
Не забывайте об открывающихся на вашем участке видах, о перспективах и пейзажах за его пределами. К любому объекту, имеющему эстетическую ценность, к любой точке обзора вы должны подойти сами и подвести гостей.О дорожках
Повороты дорожек должны быть оправданны. Чаще всего изгиб тропинки - это способ подарить взору открывающийся в стороне вид (рис. 4). Примером пусть послужат О дорожкахкитайские и японские сады, создатели которых достигли совершенства в "искусстве поворота".
"Золотое правило" проектирования ДТС гласит: оси всех пешеходных дорог, дорожек и тропинок должны непременно пересекаться в одной точке (рис. 5). Как в средневековом городе, где все улицы вели на главную площадь. Такая точка будет не геометрическим и не топографическим, но композиционным центром вашего сада. А уж как этот центр оформить - дело вкуса: полянка для отдыха, беседка, клумба, цветник, фонтан... Единственное требование - чтобы композиционный центр не был господствующим сооружением участка, не возносился до неба и не давил своими размерами. Условные обозначения

 

Материалы к теме:

С чего начать при строительстве дома Если надумали строиться...Читать... Какой фундамент выбрать? Главное прочный фундамент...Читать... Баня 3x4 Строим баню...Читать...
Материалы применяемые для строительства стен дома Из чего строить стены... Читать Как правильно построить забор, не нарушая нормы и правила установки забора между соседями. Строим забор по правилам..Читать... Как правильно сделать крышу Чтобы не поехала крыша... Читать...