Симметричные композиции

Симметрия и асиметрия

Симметрией называют одинаковое расположе­ние равных частей по отношению к линии или пло­скости. Иначе говоря, симметричные композиции имеют одинаковые левую и правую части относи­тельно оси симметрии.

В природе можно обнару­жить множество симметричных объектов, но симме­тричные композиции возникают случайно и встре­чаются крайне редко как курьезы. Симметрия сада заключается в идентичности планировки правой и левой частей сада относительно оси симметрии, именуемой планировочной осью.

Симметричные композиции обладают внутренним равновесием, гармонией. Это субъективное восприя­тие симметрии привело к наделению равновесных, симметричных композиций особой жизненностью, ус­тойчивостью. Симметрия стала основой регулярной планировки садов, возникшей еще в Древнем Египте и получившей широкое развитие в садах Италии, Фран­ции, Голландии и России в XVI—XVIII вв.

 

В разные эпохи она трактовалась по-разному. В древности четкие планировочные линии символизиро­вали противостояние человека и дикой природы, три­умф человека-строителя. Позднее с помощью регу­лярной планировки получила выражение идеологиче­ская и религиозно-мистическая символика. Таковы французские регулярные парки, прославляющие мо­нархию, и исламские сады, олицетворяющие незыб­лемость догм ислама.

Регулярный стиль как язык ландшафтной архи­тектуры подходит для выражения торжественности, официальности. Это символически передано средст­вами ландшафтной архитектуры в планировочном решении регулярных парков культуры и отдыха со­ветской эпохи.

Регулярные сады и парки, сохраненные как образ­цы садово-паркового искусства прошлого, далекого и очень близкого, служат источниками интересных идей и приемов. Чтобы полюбоваться выразительностью регулярного стиля, не обязательно ехать в Версаль, достаточно совершить прогулку по ВВЦ в Москве.

Кроме симметрии в планировке, регулярность са­дов выражается в прямизне аллей и дорожек, геомет­рии клумб, в топиарной стрижке растений. Для регу­лярного стиля характерно обилие скульптур, бассей­нов и фонтанов.

Регулярный сад отделен от окружающей местности изгородями, значение которых всячески подчеркива­ется. Они украшены вазами, резными решетками и ажурными воротами. В регулярных садах объекты ути­литарного назначения - сараи, конюшни, огороды - не обособляются и не маскируются, а напротив, приукра­шиваются и выставляются напоказ. Все, что находит­ся за пределами сада, как бы не принимается во вни­мание, а сам сад становится обособленным миром.

Материалы к теме:

С чего начать при строительстве дома Если надумали строиться...Читать... Какой фундамент выбрать? Главное прочный фундамент...Читать... Баня 3x4 Строим баню...Читать...
Материалы применяемые для строительства стен дома Из чего строить стены... Читать Как правильно построить забор, не нарушая нормы и правила установки забора между соседями. Строим забор по правилам..Читать... Как правильно сделать крышу Чтобы не поехала крыша... Читать...

Симметрия регулярных композиций может быть только внешней, а планировка второстепенных компо­зиций разнообразна и неповторима. Так внешне иден­тичные по форме и площади боскеты Версаля рази­тельно отличаются один от другого по внутреннему ус­тройству. В одном разбит летний театр с травяной сценой, в другом устроено озеро с островом, в треть­ем - лабиринт.

В современном ландшафтном дизайне симметрич­ные построения, так же как и композиции, использу­ются редко. Исторически сложившийся в грандиозных дворцово-парковых ансамблях классический регуляр­ный стиль подойдет крупным особнякам или как про­должение архитектурного стиля здания, спроектиро­ванного, например, в духе итальянской виллы эпохи Возрождения.

Классический регулярный сад должен соответст­вовать образу жизни хозяев. Он призван поражать, подавлять. Строгость его планировки придает напря­женную торжественность любому обыденному явле­нию. Такая планировка не совсем уместна в неболь­шом саду у скромного домика.

Равновесие (как субъективное ощущение) симмет­ричных садовых композиций достигается идентичнос­тью правой и левой ее частей относительно планиро­вочной оси. Уравновешенными могут быть и несимме­тричные (или асимметрические) композиции. Ощуще­ние равновесия в них создается разными по плани­ровке, размерам, но сбалансированными по декора­тивной насыщенности, интересу правой и левой час­тями. Человек подсознательно обращает внимание на объекты, выделяющиеся из общего визуального ряда.

Какие предметы более других привлекают внима­ние? Некоторые предметы кажутся более легкими или более тяжелыми, чем есть на самом деле. Напри­мер, дома, отделанные темным деревом или красным кирпичом, кажутся тяжелее, массивнее светлых ош­тукатуренных зданий. Плотные темные кроны хвой­ных зрительно «перевешивают» ажурные кроны бе­рез. Итак, восприятие предметов зависит от их цвета и плотности.

Равновесие асимметрических композиций опреде­ляется соответствием левой и правой частей. Так, ста­рый кряжистый дуб зрительно уравновесит группу мо­лодых берез, несколько крупных деревьев - дом, об­ширная зеленая лужайка - яркий цветник. Сбаланси­рованности композиций можно добиться, изменяя объ­ем и количество задействованных предметов. Напри­мер, пышную ель уравновесит крупная группа листо­падных кустарников.

Это нужно знать:

Ландшафтный дизайн своими РУКАМИ  Этапы проектирования участка  Ландшафтное проектирование
Ландшафтный дизайн своими руками Этапы проектирования участка Ландшафтное проектиров.
 Стоит ли платить ландшафтному дизайнеру  Растения в саду  Джентельментский набор в саду

  Платить ли ландшафтному

дизайнеру

Растения в ландшафте сада "Джентельментский" набор 

Ощущение симметрии создается не только «равно­весием» предметов, но и средоточием внимания, кото­рое они способны привлечь. Человека привлекают яр­кие, очень светлые или очень темные цветовые пятна, предметы необычной формы, а также зигзагообраз­ные и волнистые линии, ритмические повторы, обшир­ные плоские поверхности, группы мелких объектов, предметы с «острыми» выступами и т.п.

Распределение таких объектов относительно гипо­тетической планировочной оси позволяет создавать уравновешенные, гармоничные асимметрические ландшафтные композиции. Асимметрическое равно­весие часто встречается в природе, еще чаще - на полотнах живописцев и, наконец, лежит в основе ланд­шафтного стиля планировки садов.

Ландшафтный стиль планировки возник одновре­менно с регулярным, но окончательно сформировался и получил широкое распространение в XVIII в. Идеоло­гически он олицетворяет раскрепощение человечес­кого духа, выраженное в свободе планировочных ли­ний и фигур, естественных формах растений, пласти­ке земли и воды.

Ландшафтный сад не обособлен от окружающей природы, а сливается с ней в единую композицию. Средствами дизайна в ландшафтном саду стремятся оптически увеличить его размеры, придать ему боль­шую глубину, приблизить далекие красивые объекты, замаскировать все некрасивое и в наибольшей степе­ни воспользоваться красотой окружающего пейзажа. Изгороди и ограды по этой причине тщательно маски­руют, природные красоты усиливают, а недостатки участка исправляют или стушевывают. Природа с ее мягкими линиями и красками - источник вдохновения для последователей этого стиля, а подчеркнутая есте­ственность всех построений - главный принцип. Имен­но в ландшафтных садах с полной силой раскрывают­ся декоративные особенности растений.

Утилитарные постройки своей неестественностью, обыденностью не соответствовали духу классическо­го ландшафтного сада. Их маскировали или размеща­ли в его удаленных уголках.

Классические ландшафтные и регулярные сады сохранены как исторические памятники искусства в разных странах и взяты под охрану государств. В ра­ботах ландшафтных архитекторов оба стиля получили дальнейшее развитие, приведшее к появлению «сме­шанных» садов, содержащих элементы той или иной планировки.

В XX в. сложились два стиля планировки. Первый можно назвать «современным регулярным» - с эле­ментами регулярности, построенный на принципах не­симметрического равновесия с использованием гео­метрических фигур в планировочном рисунке сада. В окончательном виде он сформировался в совместных работах английского архитектора Эдвина Лютенса (1869-1944) и художницы, садового дизайнера Гертру­ды Джекилл (1843-1932). Архитектор Лютенс известен как создатель популярного типа жилого дома, напом нающего традиционный английский деревенский дом, и изящного планировочного решения сада с исполь­зованием регулярных построений, подчеркнутых ка­менными балюстрадами, колоннами, бордюрами. Спроектированные Лютенсом квадратные и прямо­угольные клумбы Гертруда Джекилл заполняла ланд­шафтными композициями из растений. Этот новый для своего времени стиль планировочного решения сада оказался очень удобным для небольших садов, где сказывается дефицит площади.

Для этого стиля характерно сочетание геометриче­ских форм планировки: кругов, окружностей, квадра­тов, прямоугольников - с асимметричными композици­ями из растений. Геометрия планировки создает по­степенный переход от жилого здания к саду. Растения смягчают своими очертаниями прямые углы и линии планировки, контрастируя с ними. Новый регулярный стиль удобен также для парадного оформления зда­ний, городских скверов и офисов. Он позволяет ис­пользовать и другие элементы регулярных садов - топиарную стрижку, вазоны, скульптуру в сочетании с современными приемами оформления.

Второй современный стиль планировки можно назвать «новым ландшафтным». В его основе так­же лежит волнистая линия, а фигуры планировки по-прежнему произвольные, абстрактные. Компо­зиции выстраивают по принципу асимметрического равновесия.

Ландшафтный стиль в современной трактовке тяготеет к подражанию дикой природе, использо­ванию растений природного, «дикого» облика, ес­тественной скульптуры в виде коряг и камней. Час­то ландшафтным садам придают этнографическую окраску и тогда включают в садовые композиции произведения национальных ремесел, утварь, жи­лые и культовые сооружения. Этим подчеркивается неразрывная связь человека и природы, естест­венность взаимоотношений человека с окружаю­щей средой.

В малом саду ландшафтный стиль подразумева­ет тщательную работу с растительным материа­лом, обыгрывание декоративных особенностей растений во всем их многообразии. Здесь может быть уместна аналогия с музыкальными произве­дениями, допускающими исполнение первоздан­ных, народных песен в современной аранжировке. Точно так же кусочек рукотворного луга можно вписать в самое современное окружение из стекла и бетона.

Вывод: Приемы композиции в проектировании малого сада - важный момент при проектировании малого сада. Материалы сайта Сад своими руками помогут Вам получить необходимые знания для проектирования сада своими руками.

 

Похожие материалы

Как построить садовый пруд

В саду своими
руками...

Читаем

Многолетники

Многолетние
цветы... 

Читаем

Без однолетних в саду не обойтись...

Уход за садом
и огородом....

Читаем

Деревья и кустарники

Декоративные
растения для сада...

Читаем

О розах

Если уж розы,
то все по правилам.. 

Читаем

О клематисах

Хлопотно ли
с клематисами...

Читаем