Перспектива - линейная и воздушная в дизайне сада. Виста

Сад воспринимается наблюдателем как объемная живая картина. Ее красота заключается не только в уравновешенности, общей гармонии, но и в видимой глубине садовой перспективы. 

Художник, выбирая для своей картины интересный пейзаж, создает живописное изображение трехмер­ного пространства на плоскости с учетом кажущегося изменения величины и очертаний предметов, обуслов­ленного степенью их удаленности от наблюдателя. Это и есть эффект перспективы, открытый еще масте­рами итальянского Возрождения.

Проектируя сад, ландшафтный дизайнер, подобно художнику, должен учитывать и использовать законы линейной и воздушной перспективы.Линейная перспектива отражает изменения разме­ров, форм объектов и расстояний между ними в зави­симости от расположения объектов в пространстве. Чем дальше предмет, тем он кажется меньше. Верти­кальные линии в линейной перспективе остаются вер­тикальными.

Горизонтальные линии на плоском рель­ефе сходятся на горизонте, На понижающемся релье­фе они сходятся в точке, расположенной ниже линии горизонта, на повышающемся рельефе - выше линии горизонта. Расстояние между предметами кажется уменьшающимся по мере удаления от наблюдателя.

Воздушная перспектива отражает изменения цве­та, контуров, фактуры поверхности предметов, обус­ловленные удалением от наблюдателя. Явление воз­душной перспективы связано с состоянием атмосфе­ры. Туманная дымка или жаркое марево - следствие насыщения воздуха воздушными парами или его на­грева - влияют на видимый цвет, рельефность, очер­тания предметов.

Расположенные в одной плоскости на равном удалении от наблюдателя объекты формируют план. Садовые перспективы часто бывают многоплановы­ми. Наличие нескольких планов зрительно увеличи­вает глубину пространства сада и является одним из главных его украшений. Не менее выразительны ви­ды с резкой разницей планов и с уходящей вдаль перспективой.

Одна из причин чарующей романтичности англий­ских садов заключается в голубоватой дымке, окуты­вающей дальние планы садовых перспектив. Влажный приморский климат острова позволяет любоваться этим природным явлением - эффектом воздушной перспективы - почти круглый год.

Повышенная влажность воздуха в средней полосе России наблюдается в апреле-июне и в августе-октябре, когда в садах можно любоваться аналогичной картиной. На ее восприятие влияют облачность, осве­щенность. Наиболее четко дальние перспективы про­сматриваются в ясную безоблачную погоду при сухом воздухе.Голубоватая дымка, накладываясь на естественные краски объектов, сгущает цвет предметов синей гаммы, придает синеватый оттенок красному цвету, бурый - зеленому, зеленоватый - желтому.,/p>

В наименьшей степени подвергаются воздействию явлений воздушной перспективы белый, желтый и оранжевый тона. По этой причине окрашенные в пе­речисленные тона предметы зрительно кажутся бли­же, чем на самом деле. Так, осенью на лесной опушке желтые березы как будто выступают вперед из темной массы деревьев. Ярко-желтые бархатцы, высаженные на дальнем плане сада, как бы приближаются к наблюдателю. Объекты с мягкими, плавными контурами и синеватым оттенком, например веймутова сосна, оптически уда­ляются от наблюдателя. Объекты с четкими рельеф­ными контурами оптически приближаются. Используя эффекты воздушной перспективы, дизайнер может иллюзорно увеличивать площадь сада или его части, придавать мнимую глубину садовым видам.

Перспектива - наиболее сильное средство выра­жения пространственной глубины сада. Ограниченная посадками или сооружениями, узкая направленная перспектива называется видом, или вистой. В перево­де с итальянского виста означает «красивый вид». Ви­ста как прием ландшафтного дизайна издавна приме­нялась при создании садов.

Угол зрения человеческого глаза в горизонтальной проекции составляет 54°, а в вертикальной - 26°. Это означает, что все предметы, находящиеся вне преде­лов углового зрения, не воспринимаются. Данное об­стоятельство учитывается проектировщиком при раз­мещении кулис - зеленых рамок из деревьев и кустар­ников, обрамляющих висту.Кулисы могут быть многоплановыми. Они фокуси­руют внимание наблюдателя на так называемом фоку­се интереса - завершающем висту объекте. Им может быть красивый вид на окружающий ландшафт, группа берез, рукотворный холм, яркая композиция из расте­ний, скамья, садовая скульптура.

Материалы к теме:

С чего начать при строительстве дома Если надумали строиться...Читать... Какой фундамент выбрать? Главное прочный фундамент...Читать... Баня 3x4 Строим баню...Читать...
Материалы применяемые для строительства стен дома Из чего строить стены... Читать Как правильно построить забор, не нарушая нормы и правила установки забора между соседями. Строим забор по правилам..Читать... Как правильно сделать крышу Чтобы не поехала крыша... Читать...

Садовые висты, как правило, относительно неглубо­кие - длиной не более 100 м. Но и такой размер позво­ляет создавать рукотворные многоплановые перспек­тивы, зрительно увеличивающие площадь сада. Виста как прием ландшафтного дизайна просто необходима в зажатых соседними строениями небольших садах. В исторических парках встречается прием, полу­чивший название «ах-ах». При движении по прогулоч­ной дорожке вдоль границы сада устраивается про­рыв в зеленом массиве или в живой изгороди с рас­крытием вида на окружающую местность. Вместо вы­сокой ограды здесь устраивается ров и таким обра­зом создается полная иллюзия включения природного ландшафта в композицию сада. Так же можно завер­шить и садовую висту.

С понятиями вид, виста, пейзажная картина, садо­вая перспектива связано понятие «точка наблюдения» или «видовая точка». Это место на территории сада, с которого хорошо воспринимаются виста в саду или вид за его пределами. Нужно подчеркнуть, что виды и отдельные компо­зиции сада воспринимаются по-разному в зависимости от расстояния между ними и точкой обзора. На от­носительно больших расстояниях - 700-1500 м - мож­но рассмотреть массы насаждений и уловить разницу между планами. На расстоянии 200-700 м можно от­личить отдельные деревья, группы деревьев, опреде­лить породы - лиственные, хвойные. От 30 до 200 м хорошо различаются не только виды деревьев, но и форма кроны, оттенок зелени, цвет ствола. На рас­стоянии 10-30 м с учетом вертикального угла зрения с наибольшей полнотой воспринимаются деревья. Видны не только форма кроны, оттенок зелени лист­вы, но и характер ветвления, размер листа, плотность кроны, фактура ствола. Кустарники с этого расстоя­ния воспринимаются только по форме и светлоте зе­лени. С расстояния 5-10 м можно рассмотреть деко­ративные особенности кустарников и форму куста крупных травянистых многолетников. С этого рассто­яния цветники воспринимаются как цветовые пятна. С 1-5 м в цветниках различимы декоративные группы, нюансы цвета, фактуры. При ближайшем рассмотре­нии видны детали строения растений: гофрирован­ные лепестки, опушение и т.п.

Итак, наиболее четко на расстоянии просматрива­ется форма кроны деревьев. По мере приближения различимы светлая и темная листва (хвоя), затем ха­рактер ветвления, плотность кроны, размер листовой пластинки, оттенок зелени, форма листа и вблизи - мелкие детали строения. Эти обстоятельства учитыва­ют при составлении композиций из растений и их раз­мещении. Тогда, например, растение с интересной формой листа не попадет на дальний план, где эта его особенность не будет видна.

Проектирование видов идет двумя путями. Уже су­ществующие на территории сада или за его предела­ми виды оформляют кулисами, промежуточными пла­нами, цветовыми пятнами и т.п., одновременно созда­вая комфортные условия для их восприятия.

Второй путь заключается в проектировании и со­здании искусственных видов на территории сада. Их располагают так, чтобы они обозревались из окна гос­тиной, с террасы, балкона, от входной калитки, с пло­щадки отдыха, из беседки, с поворота дорожки, т. е. проектируют виды в расчете на имеющиеся видовые точки. Благодаря небольшим размерам и «приближен­ности» к наблюдателю эти «микропейзажи» насыще­ны деталями мелкими нюансами. Вот почему при про­ектировании малого сада так важно знание проекти­ровщиком особенностей строения растений и умение их обыгрывало. Наиболее выигрышную видовую точку «закреп­ляют» - оформляют мощением, скамьей, видовой беседкой. В русских садах XVIII—XIX вв. беседки с открываю­щимися из них видами на окружающую местность на­зывали миловидами. Ставили миловиды в определен­ных точках рельефа, обычно на возвышении.

Среди отечественных паркостроителей того вре­мени особым искусством в обработке и использова­нии видов отличался Николай Львов. Его парковые картины были наполнены жизнью, движением. За про­шедшие века человек, преобразовав природу, лишил ее первозданной дикости. Природные пейзажи утра­тили потенциальную опасность, враждебность. При­рода, став уютным домом для человека, одновременно превратилась в объект романтического созерцания. Будни и праздники деревни, обозреваемой из миловидов и террас построенных Н. Львовым усадеб, издали воспринимались как театрализованное дей­ствие. Здесь и река с плывущими по ней лодками, и луга, где идет сенокос, и дорога с проезжающими по­возками, деревенская кузница в отсветах пылающего горна. Полны движения, перемен и картины дикой природы. Вот лунная дорожка на речной глади, уга­сающий закат или нарождающийся рассвет, летя­щие по небу облака и косяки перелетных птиц, гроза и первый снег.

Вывод: Законы линейной и воздушной пер­спективы - лежащие в основе приемов ландшафтного дизайна, позволяют зрительно увеличить пространство сада и глубину видов, замаскировать неприглядные и мешающие целостному восприятию сада объекты, уси­лить звучание тех или иных композиционных приемов, материалы сайта sadsamslabo.ru надеемся помогли Вам разобраться в вопросе: Законы линейной и воздушной пер­спективы

Похожие материалы

Как построить садовый пруд

В саду своими
руками...

Читаем

Многолетники

Многолетние
цветы... 

Читаем

Без однолетних в саду не обойтись...

Уход за садом
и огородом....

Читаем

Деревья и кустарники

Декоративные
растения для сада...

Читаем

О розах

Если уж розы,
то все по правилам.. 

Читаем

О клематисах

Хлопотно ли
с клематисами...

Читаем