Вертикальная линия иллюзорно динамична.

Вопреки общепринятому мнению о неподвижности растений, сады могут обладать иллюзорным движением, запечатленным в линиях и формах. Динамика и статика ландшафтных композиций определяется абстрактными линиями, просматривающимися в ней.

Вертикальная линия иллюзорно динамична. Она изображает движение снизу вверх или сверху вниз. В ландшафтных композициях вертикальная линия представлена конической и пирамидальной кронами, вертикально растущими ветвями, побегами, соцветиями растений, фонтанами, скульптурой, подпорными стенами и другими малыми архитектурными формами. Вертикаль всегда привлекает внимание, выделяется из фона. Это волнующая, агрессивная, тревожная линия. Это свойство вертикали используют для акцентирования входов, въездов, дальних планов. Вертикали могут "вести" за собой по саду внимание наблюдателя. Человеческий глаз выделяет вертикальные формы в первую очередь, и лишь потом в его поле зрения попадают фон и прочие объекты сада.

Из материалов сайта sadsamslabo.ru Вы узнаете о секретах дизайна сада.

Обилие вертикалей в композициях придает саду торжественную напряженность, а чрезмерное их использование - ощущение тревоги, мрачности. Вертикали уместны в садах на рельефе, в окружении гор и холмов. Таким образом, линии сада как бы вторят линиям окружающего ландшафта.

Горизонтальная линия зрительно неподвижна, т. е. статична. Горизонталь в первую очередь ассоциируется с линией горизонта - неподвижной, незыблемой природной константой. Горизонтальная линия передает ощущение покоя, устойчивости, прочности. В ландшафтных композициях она представлена плоскими поверхностями газона, мощения, воды, подпорными стенами и живыми изгородями, растениями с подушковидной, стелющейся формами кустов, плоскими цветами и соцветиями, малыми архитектурными формами.

Горизонтальные линии не перенасыщают сад, они используются часто и в большом количестве. Они образуют тот фон, на котором выигрышно смотрятся остальные линии и формы.

В европейской части России, на равнине, горизонтальные линии доминируют в природе, формируя хорошо знакомый с детства образ спокойной, привольной, сливающейся с горизонтом необъятной дали.

Диагональная линия изображает движение, т. е. является динамичной. Диагональ - излюбленная линия художников, дизайнеров, конструкторов. Она внутренне уравновешена, гармонична. В ней присутствуют как бы два полюса - верхний и нижний, близкий и далекий. В ландшафтных композициях диагональная линия представлена планировочной осью, тропинками и дорожками.

Зигзагообразная и ломаная линии динамичны и агрессивны. В природе зубчатая линия представлена воздушной линией елового леса, очертаниями горных пиков. Геометрически правильная зигзагообразная линия - творение человеческих рук. Обе линии имеют внутренний ритм, заключенный в частоте и величине изломов. В саду правильная зигзагообразная линия представлена очертаниями газона, мощения, цветников, дорожек. Она - основа регулярного стиля планировки.

Волнистая линия изображает струящееся волнообразное движение. Ритм движения определяется величиной и частотой "волн". Волнистая линия в природе существует в виде абриса крон деревьев и кустарников, в воздушной линии и пластике холмов, в береговой линии рек и озер. В саду линия представлена очертаниями газона, дорожек, мощения, водоема и т.п. Волнистая линия воплощает свободный стиль планировки сада. Она может повторять в саду контуры дальних холмов, излучину реки, очертания поля, иллюзорно связывая сад с окружающей местностью.

Материалы к теме:

С чего начать при строительстве дома Если надумали строиться...Читать... Какой фундамент выбрать? Главное прочный фундамент...Читать... Баня 3x4 Строим баню...Читать...
Материалы применяемые для строительства стен дома Из чего строить стены... Читать Как правильно построить забор, не нарушая нормы и правила установки забора между соседями. Строим забор по правилам..Читать... Как правильно сделать крышу Чтобы не поехала крыша... Читать...

Спиральная линия символизирует движение в развитии. Эта природная линия свойственна как живым организмам - моллюскам, растениям, так и природным явлениям - водоворот, смерч, и, наконец, объектам планетарного масштаба - туманностям и галактикам. Спиральная линия издавна применялась в строительстве культовых и мистических сооружений, например, святилищ и лабиринтов. В средние века ей придавали божественный смысл. В садах и парках спиральная линия представлена планировочной осью, вдоль которой разворачиваются сменяющие одна другую садовые картины.

Преобладание на плане сада статичных или динамичных линий в большой степени определяет общую картину сада - динамичную или статичную. Большое значение имеют также фигуры планировки сада, статичные или динамичные, и объемные формы растений и малых архитектурных форм.

Динамичный или статичный характер сада оказывает непосредственное воздействие на людей.

Даже рисунок мощения может повлиять на восприятие сада. Продольный рисунок швов мощения создает иллюзию движения и побуждает человека убыстрить шаг. Поперечный по ходу движения рисунок швов как бы призывает к остановке, замедлению шагов. Таким образом, проектировщик может манипулировать движением людей по саду, побуждая их быстрее проходить мимо неприглядных мест и задерживаться в наиболее выигрышных видовых точках.

Статичный сад более располагает к пассивному созерцательному отдыху, динамичный - к занятиям спортом, прогулкам.

Динамика сада может различаться в разных его частях. Площадка для отдыха тяготеет к статичным линиям и формам, прогулочные дорожки своими изгибами манят, приглашая пройтись по саду.

Целостность композиции сада может придать одна главная линия, проходящая по всей его территории. Она задает ритм движения, динамику и стиль всему саду.

В саду происходит и реальное движение. Это рост растений, текущая вода, летающие птицы и насекомые, двигающиеся животные, луна и солнце, ветер и облака. Чем естественнее картина сада, чем больше в ней жизни, движения, тем она прекраснее. Издавна в садах и парках разводили фазанов, павлинов, ланей лебедей, декоративных кур, кроликов и даже экзотичных кенгуру, в водоемы запускали карпов для создания в саду естественного движения. Птицы, бабочки и стрекозы прилетают сами.

Движение небесных тел ежечасно меняет облик сада. Точки восхода и захода солнца и луны обыгрывают ажурными на просвет кронами деревьев. В японском языке, например, существует слово "цукими", что означает "любование луной". Для этого в японских садах строят беседки и помосты, ориентированные на небесный путь луны.

В средней полосе России в августе-сентябре можно наблюдать не только луну, но и метеоритные "дожди", так называемые падающие звезды. Эту возможность можно учесть, спроектировав разрыв в посадках, раскрывающий вид на небосклон.

Движение воды передает целую гамму значений. Быстротекущий водный поток ассоциируется с весной, пробуждением, молодостью. Особенно усиливает это впечатление игра воды на порогах, камнях, водный каскад. Поток средней силы ассоциируется с летом, зрелостью. Спокойно текущая вода заставляет задуматься о прожитых годах, придает спокойствие мыслям. Именно так трактуют "язык" воды восточные философы.

Нельзя сбрасывать со счетов движение растений. Оно просматривается как бы в замедленном ритме. Уместно говорить о "грации" растений. Грация - особое изящество движений, возникающее при сопоставлении массы движущегося объекта с легкостью его движений. Применительно к растениям это ощущение возникает оттого, что растения, как кажется, вообще не способны двигаться. Однако стоит хотя бы раз понаблюдать за колышущимся от ветра пшеничным полем, подрагивающими на тонких стебельках колокольчиками, "танцующими" листьями осин и от прежних представлений не останется и следа.

Ветер играет важную роль в жизни растений. Он переносит пыльцу большого количества видов. Ветер способен сформировать у деревьев так называемую "флаговую" форму кроны. В японских садах ветер "работает" - раздувает яркие флажки, развешанные по деревьям, и звонит в бронзовые колокольчики. Он колышет поникшие ветви плакучих ив и заставляет дрожать яркие цветы, отражающиеся в зеркальной глади пруда. В саду под его напором грациозно изгибаются ветви кустарников, подрагивают цветы на упругих цветоносах, пробегают изумрудные волны по не-кошеному газону.

Грация растений проявляется в изгибах лепестков, побегов. Часто говорят о "природной грации" цветка, имея в виду цветы лилий, ландыша, ирисов. Особой грацией отличаются плакучие формы и виды с дуговидными, ниспадающими побегами. Лианы, взбираясь по опорам, проявляют чудеса гибкости и изящества.

Графика крон деревьев, кустарников, лиан порой позволяет наблюдать застывшую картину движения в виде изогнутых, замысловато переплетенных ветвей. Селекционеры ищут в природе и направленно создают новые формы растений с особой грацией, например, плакучие формы хвойных, сорта ив и лещины с волнообразно изогнутыми и поникающими побегами.

Похожие материалы

Как построить садовый пруд

В саду своими
руками...

Читаем

Многолетники

Многолетние
цветы... 

Читаем

Без однолетних в саду не обойтись...

Уход за садом
и огородом....

Читаем

Деревья и кустарники

Декоративные
растения для сада...

Читаем

О розах

Если уж розы,
то все по правилам.. 

Читаем

О клематисах

Хлопотно ли
с клематисами...

Читаем