Свет и тень в садовом дизайне, приемы ландшафтного дизайна

Естественное освещение, меняясь в зависимости от времени года, погоды и в течение дня, вносит разнообразие в садовый пейзаж.

Тени оживляют сад, придают рельефность всем композициям. Художественный прием использования эффектов естественного освещения называют светотенью. Светотенью называют и переходы от тени к свету, которые могут быть учтены либо запрограммированы в проекте. Различают тени падающие, собственные, выявляющие объем элементов композиции, и рефлексы, образующиеся вследствие освещения отраженным светом.

Тени падающие, т. е. отбрасываемые кронами деревьев, различаются у разных пород. Сквозистые, ажурные кроны берез, акаций, рябин, сосен, яблонь дают "кружевную" тень. Густые кроны вязов, каштанов, дубов, лип, елей - плотную, с резкими контурами.

Характер естественного освещения на севере России, с преобладанием мягкого рассеянного света, не позволяет образовываться четким теням на предметах, имеющих слабый рельеф поверхности. Здесь четче смотрятся грубо обработанные поверхности камня или дерева и глубокие борозды на коре стволов дуба, вяза и других деревьев. Напротив, на юге, где освещение яркое, четкие тени выявляют рисунок барельефов, вырезанных совсем неглубоко.

При проектировании необходимо учитывать различия в характере освещения, помогающие создать определенные световые эффекты. Они зависят от взаимного расположения источника света и освещенного объекта, воспринимаемого человеком. При фронтальном освещении источник света находится прямо перед объектом, и светотеневые переходы выявляются слабо.

Ярче выражаются переходы светотени при боковом освещении, когда утренние и вечерние лучи солнца падают на землю под небольшим углом. При контражурном освещении объект находится между источником света и наблюдателем.

Многие предметы в саду выигрывают при освещении "на просвет". Ажурные кроны берез, освещенные закатным солнцем, становятся как будто золотыми. Кованые решетки ворот и калиток хорошо смотрятся на просвет при условии, что фоном для них служат однородные плоские поверхности - газон, вода или небо.

При контражурном освещении плотные непрозрачные кроны хвойных окружает световой ореол. Особенно ярко этот эффект проявляется при закатном солнце.

Эффекты, связанные с естественным освещением в саду, этим не ограничиваются. Они касаются переходов из затененных уголков сада в освещенные. Например, очень привлекателен переход из затененного плодового сада на ярко освещенную лужайку.

Эффект перехода "тень - свет" можно использовать при проектировании садовых вист. Еще интереснее смотрятся переходы "тень - свет - тень".

Однако нужно иметь в виду, что обратное сочетание, т. е. переходы "свет - тень" и особенно "свет - тень - свет" создают эффект плоского плана, оптически уменьшают зрительную глубину садового пространства.

Процесс смены освещения происходит в саду непрерывно: чем больше продолжительность светового дня, тем длиннее световые эффекты. Поэтому так важно определить ориентацию и точки восприятия ландшафтной композиции.

Например, опушка поляны северной экспозиции по большей части находится в тени. Чтобы сделать эту композицию наиболее выразительной, можно ввести в нее светлые (по окраске листвы и цветов) породы кустарников - калину, чубушник. Этот прием усилит объемную пластику опушки, создаст цветовой эффект. Опушка южной экспозиции с преимущественно фронтальным освещением тоже маловыразительна сама по себе, поэтому лужайку нужно ориентировать так, что-бы в течение дня происходило чередование световых акцентов - в утренних лучах выделялись бы одни композиции, которые как бы стушевывались к концу дня, а вместо них в вечерних лучах солнца высвечивались бы другие. Примером такого использования естественного освещения может служить долина реки Славянки в Павловском парке, ориентированная с северо-востока на юго-запад.

Свои особенности имеет и ориентация аллей в саду. При широтном расположении аллеи (восток - запад она будет пересекаться полосами теней от деревьев, при меридиональном (север - юг) - освещаться полностью в течение дня и не создавать тени на дороге.

Часто бывает необходимо высадить деревья и кустарники у самого дома. Так делают для того, чтобы зрительно соединить дом с садом. Возникающие проблемы с затенением дома или какой-то из его сторон можно решить несколькими способами. Для придомовых посадок выбирают породы и сорта с умеренной силой роста или карлики.

Материалы к теме:

С чего начать при строительстве дома Если надумали строиться...Читать... Какой фундамент выбрать? Главное прочный фундамент...Читать... Баня 3x4 Строим баню...Читать...
Материалы применяемые для строительства стен дома Из чего строить стены... Читать Как правильно построить забор, не нарушая нормы и правила установки забора между соседями. Строим забор по правилам..Читать... Как правильно сделать крышу Чтобы не поехала крыша... Читать...

Стрижкой также можно придать кронам нужную высоту и форму. Решить проблему можно и так: примыкающие к дому группы деревьев, высаженных на расстоянии 7-10 м одно от другого, образуют так называемую парковую посадку, куда проникает достаточно света.

При размещении посадок у дома ориентируются на минимально допустимые расстояния от стен жилых зданий до стволов деревьев.

Еще больше разнообразить картины сада позволяет искусственное освещение. Существуют, по крайней мере, две точки зрения на дизайн садового освещения. Сторонники первой считают, что вечерняя подсветка сада должна выделять декоративные акценты и композиционные узлы дневной картины сада.

Сторонники второй предлагают с помощью подсветки создавать принципиально иную концепцию сада. Например, теневой рокарий с папоротниками и валунами днем не привлекает к себе внимания, но при освещении ажурной листвы папоротников "на просвет" станет главным украшением вечернего сада. Здесь можно дать волю фантазии и осветить узловатые ветви деревьев, куст с интересной формой кроны, заросли травы, живописные садовые постройки. Светильники - прожекторы с регулируемыми плафонами - позволят осветить направленным светом яркий цветок или часть цветника в пике цветения.

Разнообразить вечернюю подсветку сада можно не только выбором интересных объектов, но и используя разные типы светильников и разную мощность, цветные фильтры.

Для подсветки хвойных пород рекомендуют ртутные светильники, дающие голубовато-зеленое освещение. Осенняя окраска растений особенно хорошо подчеркивается золотистым светом натриевых светильников.

Для смягчения резкого перехода от света к тени используют дополнительные светильники меньшей мощности, освещающие предметы под углом 45°. Иногда используют и подсветку струй фонтанов водонепроницаемыми водными прожекторами.

 

Похожие материалы

Как построить садовый пруд

В саду своими
руками...

Читаем

Многолетники

Многолетние
цветы... 

Читаем

Без однолетних в саду не обойтись...

Уход за садом
и огородом....

Читаем

Деревья и кустарники

Декоративные
растения для сада...

Читаем

О розах

Если уж розы,
то все по правилам.. 

Читаем

О клематисах

Хлопотно ли
с клематисами...

Читаем