Принципы создания декоративных посадок и цветочных композицийПри художественном решении пространства сада, при создании па его территории декоративных цветочных композиций необходимо руководствоваться принципами сочетаемости элементов и общими правилами эстстического восприятия. Весьма важную роль при этом играет первостепенная функция зелени, внешний вид отдельных композиций, комбинация цвета, света и тени.

Цвет

При помощи цвета можно добиться кульминационной точки в оформлении и соответствующего ему психологического и эмоционального воздействия,
комфорта. Цвета — это точно определяемые оптические свойства предметов, которые каждым человеком воспринимаются индивидуально. Кроме этого, цветовое воздействие зависит от игры света и тени, а также от особенностей поверхности и структуры цветов и листвы.
  • * Интенсивные цвета на солнце становятся еще сильнее.
  • * Темные цвета без солнца выглядят матовыми и плохо различимыми.
  • * Световые цветовые тона (белые, кремовые, желтые, серо-серебристые), наоборот, при неярком освещении приобретают тусклый оттенок или в полумраке придают растительности более легкий силуэт.
  • * Блестящие листья и цветы отражают свет и производят впечатление более светлых и светящихся.
  • * Матовые листья и цветы поглощают свет и кажутся более темными.
Цвет играет едва ли не важнейшую роль в художественном решении декоративной цветочной композиции, поэтому так важно умело пользоваться им в оформлении при создании цветовой гаммы. Как из отдельных нот, так и из различных цветовых тонов можно подобрать единый гармоничный аккорд. Цветовую палитру, составленную из цветов светового спектра, можно с успехом использовать, если понять закономерности в цветовом оформлении и подобии между цветами. Для этого удобно пользоваться так называемыми цветовым кругом, позволяющим точно соблюдать цветовые соотношения.
 
* Первичными, или основными, цветами являются красный, желтый и синий. Их также называют "чистыми" цветами, так как они образованы не путем смешения двух или более цветов. * Вторичными, или дополнительными, цветами являются оранжевый, зеленый, фиолетовый, возникшие в результате смешения двух основных цветов.
* К теплым цветам относятся желтые и оранжевые тона, которые находятся по одну сторону светового спектра.
Цвет
* Холодными цветами называются синий, бирюзовый и зеленый. Они занимают противоположную сторону светового спектра.
* Нейтральным цветом является белый, соответственно полярным ему служит черный. С ними могут быть смешаны все другие цвета В результате этого возникают цветовые тона. Если их смешать между собой, то получится серый цвет.
* Пастельные тона возникают в результате смешения остальных цветов с белыми. * Цветовые оттенки могут возникать в результате смешения спектральных цветов с черным.
 
Возможности комбинирования цветов
При помощи цветового спектра можно составить многочисленные комбинации
  • * Отчетливо сменяющие друг друга цветовые тона
  • * Постепенно переходящие друг в друга цветовые тона
  • * Комбинации различных тонов одною цвета, составленные в зависимости ог различной световой интенсивности одного цвета Они оказывают особенно спокойное воздействие и выглядят утонченно и элегантно.
  • * Сильно контрастирующие тона. Такая комбинация может быть получена в результате добавки нейтрального цвета, такого, как белый или зеленый, оказывающего связующее, уравновешивающее и успокаивающее воздействие
Цвета, находящиеся друг против друга в цветовом круге (красный с зеленым, оранжевый с синим, фиолетовый с желтым), создают контрастные соотношения, которые наиболее эмоционально эффектны. Мягкими, гармоничными являются соотношения цветов, расположенных в цветовом круге через "один" (красный с желтым, оранжевый с зеленым, желтый с синим, фиолетовый с оранжевым и т.д.).
Негармоничны сочетания соседних цветов (зеленый с синим, красный с оранжевым и т.д.). Белый цвет гармонирует со всеми другими цветами. Цветовое оформление сада играет чрезвычайно важную роль в художественном решении его пространства.
 
При использовании растений с длительным периодом развития (деревьев с декоративной листвой, кустарников, декоративных цветущих кустарников, роз, многолетников) игра цветовых тонов должна быть заранее спланирована. При разбивке клумб только с весенними и летними цветами можно придумывать что-нибудь новое. Всегда важно знать, насколько цвета отличаются друг от друга и в какой последовательности они дополняют друг друга. Природа в естественном порядке воспроизводит кроме своих основных цветовых тонов различные цветовые оттенки, формирующие задний план, на фоне которого пестрый цветовой ковер особенно впечатляет. При выборе подходящих цветов следует учитывать цветовую гамму окружающей обстановки, например материал, которым покрываются дорожки и террасы. Садовая мебель и оформительские элементы также должны акцентировать внимание выбранными цветами.
 
Общие правила при оформлении:
* в небольших садах следует использовать минимум цветовых тонов;

Цвета небольших садов

Небольшие сады выглядят крупнее, если в них использовать ограниченное количество цветов и никаких сильных контрактов. Обилие различных цветов на небольшом пространстве создает ощущение беспокойства и дискомфорта. Хорошо использовать эффект постепенного перехода цветовых тонов один в другой или цвета пастельных тонов. Синие тона на заднем плане увеличивают сад оптически, особенно если не переднем плане высаживать светящиеся желтые и красные тона.
  • * в больших садах при оформлении можно применять значительно более богатую цветовую гамму;
  • * в садах, ориентированных на окружающий ландшафт, следует осторожно использовать группы деревьев с листвой, окрашенной в контрастирующие красные тона; * пестрые и многоцветные тона можно использовать в сельской местности в стиле, обычном для этой местности;
  • * у входа в дом и вокруг него всегда подходящими можно считать растения интенсивных окрасок.

Интенсивные цвета

При помощи таких цветов можно также оптически приблизить задний план сада. Отличающиеся интенсивным красным цветом рододендроны или яркие желтые форзиции широко высаживаются в задней части сада для зрительного эффекта.
Очень важно правильно выбрать цветовые соотношения. Если вы решили использовать основной цвет как доминирующий в композиции, то к нему следует подбирать сопутствующие цвета в пропорциональном соотношении. Влияние цвета оценивается в сочетании с одним или несколькими другими, значительно усиливается в результате этого. Следует обращать внимание на то, насколько основная окраска имеет доминирующее значение, так как одинаковые по размеру, интенсивно окрашенные поверхности, расположенные рядом, обычно выглядят довольно скучными и однообразными, создавая эффект монотонности. При создании цветовых композиций чрезвычайно важно научиться использовать нейтральные цвета.
 
Встречающиеся в природе яркие цвета обычно не занимают значительного пространства на окружающем фоне, они выделяются по большей части как отдельные островки. Поэтому обычный для окраски листвы зеленый цвет в качестве основного цветового тона в летнем саду особенно важно учитывать при оформлении. Используя богатство оттенков основного цвета, можно строить перспективу (из деревьев, кустарников, трав и наземного покрытия) с разнообразными, сменяющимися по времени года разноцветными листьями и цветами. Зеленый цвет часто бывает настолько интенсивным, что почти Pie требует дополнительного цветового акцентирования. Чем более разнообразен в цветовом отношении передний план, тем большей должна быть доля нейтральных цветов.
 
В природе кроме зеленого и белого встречаются еще многие дополнительные промежуточные цвета листьев и трав. Например, сине-зеленые, серебристо-зеленые, бронзовые, золотистые и медные. Серебристые растения выполняют в цветочной композиции роль белого цвета. Растения пастельных цветовых тонов лучше высаживать на переднем плане: они оказывают такое же воздействие, как и цвета дымчатых оттенков на расстоянии. Поскольку набор цветущих растений на участке меняется во времени в зависимости от периода их цветения, происходят постоянные изменения в игре цвета.
Анекдот
Папа накричал на маму. Мама накричала на сына. Сын накричал на кошку. Кошка насрала всем в тапки.
Вот зто да....
Продуманная планировка позволяет использовать различные растения для поддержания
постоянно одного и того же цветового фона или, например, в зависимости от времени года постоянно добиваться новых цветовых эффектов.
  • * Гамму желто-оранжевых окрасок имеют цветки или соцветия однолетних цветочных культур: бархатцев, деморфотеки, календулы, космоса серно-желтого, львиного зева, настурции, хризантемы, эшшольции; двулетних — анютиных глазок; многолетних — тюльпана, нарцисса, лилии, лилейника, кореопсиса, хризантемы, рудбекии, гайлардии.
  • * Красные, темно-красные и розовые цветки или соцветия имеют однолетние: амарант, астра, вербена, гвоздика, годеция, душистый горошек, кларкия, космос, левкой, львиный зев, мак, настурция, петуния, портулак, флокс Друмонда, цинния, шалфей; двулетние — гвоздика, маргаритка, анютины глазки, шток-роза; многолетние: тюльпан, пион, гладиолус, флокс, аквилегия, астильба, георгина, клубневая бегония, мак восточный, люпин, гвоздика, пиретрум, клематис и роза.
  • * Голубые, синие, сиреневые или фиолетовые тона создают цветы следующих культур: однолетние — агератум, астра, василек, душистый горошек, левкой, лобелия, петуния, скабиоза; двулетние — анютины глазки, гесперис, колокольчик, незабудка; многолетние — тюльпан, гиацинт, мускари, сцилла, пушкиния, безвременник, крокус, ирис, флокс, гладиолус, георгина, функция, аквилегия, примула, дельфиниум.
 
 
1. Цветовой треугольник
В световом спектре можно построить равносторонний треугольник, вершины которого в результате его вращения приходятся на все новые цветовые тона. При условии равностороннего треугольника образуются постоянные яркие комбинации цветов (например, красного, синего, желтого), которые гармонично сочетаются путем перехода через осветленные и затемненные формы.Цвета
2. Переход цветов
Соседние по спектру цвета одного или двух сегментов цветового круга могут образовать гармоническую привлекательную комбинацию. При этом, однако, следует разделять холодные и теплые тона. Если добавить осторожно немного один или два контрастных цвета, то композиция будет еще живописнее, оживленнее.
 
3. Цветовые сочетания
Противоположные тона в световом спектре называются комплементарными цветами. В комбинации друг с другом они повышают зрительное напряжение. Если тона (например, сине-оранжевые) не отличаются чистотой, но осветляются белым цветом или затемняются черным, то в результате резкость контраста уменьшается
Богатейшее разнообразие форм цветочных культур позволяет создавать самые разнообразные композиции, в которых могут быть использованы любые растения от вьющихся до карликовых и почвопокровных. Знание законов цветового решения позволит сделать композицию гармоничной, подчеркивающей красоту каждого растения
 
* Белые цветники или соцветия имеют однолетние: арктотис, астра, василек, гвоздика, диморфотека, душистый горошек, иберис, космос, левкой, лобулярия, львиный зев, мак, петуния, портулак, табак, флокс Друммонда, хризантема и цинния; двулетние — гвоздика, колокольчик, маргаритка, анютины глазки; многолетние — тюльпан, нарцисс, гиацинт, лилии, галантус, крокус, пион, ирис, гладиолус, флокс, астильба, георгина, клубневая бегония, аквилегия, примула, люпин, половник, пиретрум, гвоздика.

Создание цветовых сочетаний

Очень важно гармонично сочетать цветочные растения по окраске цветков или соцветий.
  1. * Оранжевые, желтые и чисто-красные теплые тона видны с большого расстояния и приближают растения к месту обзора.
  2. * Красные сочетаются с белыми и зелеными, оранжевые и желтые — с зелеными, фиолетовыми, синими.
  3. * Белый цвет приближает, увеличивает растения, нейтрализует негармоничное взаимодействие тонов, поэтому растения с белыми цветками разделяют несочетающиеся тона.
  4. * Синий и фиолетовые цвета отдаляют и уменьшают предметы, при слабом освещении бледнеют и сливаются с зеленым. Во избежание этого от зеленого их нужно отделять белым цветом.
  5. * Кроме гармонически контрастных цветов растения можно располагать так, чтобы цвета постепенно переходили один в другой. Например, розовый — в темно-розовый, затем в малиновый и т.д.
Если в цветнике на переднем плане расположить яркие цветы теплых тонов, на заднем — холодных, это зрительно увеличит его пространство. Если сделать наоборот, задний план цветника будет приближаться, а его пространство — сокращаться.
 
Кроме цвета очень важную роль в оформлении декоративных композиций из растений играет их форма, которая в отличие от цвета практически не изменяется во времени и может служить основой композиции. Под формой следует понимать общий габитус растения: его высоту, тип строения, фактуру. Листья, пожалуй, наиболее выразительные средства, создающие общее впечатление о растении — его цвете, форме или просто характере поверхности. Характер листвы зачастую определяет способ использования растения, его место в растительном оформлении участка. Густая и значительная по площади поверхности листва увеличивает массу растительности таким образом, что она становится развесистой, пышной и доминирующей.
 
* Растения с округлой или пирамидальной формой куста могут служить в качестве акцента в цветочной композиции. Они подходят также для рядового высаживания.
* Растения с тонкой структурой листа, такие, как злаковые и разновидности осоки, лучше высаживать группами на ровном открытом участке.
* Растения с крупными листьями грубой структуры целесообразнее использовать в качестве солитеров, так как в композиции они подавляют соседние растения.
* Растения раскидистой формы со струящейся или нависающей листвой требуют спокойного фона, подчеркивающего их индивидуальность.
 
Ажурные сложные листья, наоборот, придают внешнему облику растения легкость и утонченность. Большое значение имеет то обстоятельство, является ли жилкование листа тонким или, наоборот, грубым, насколько поверхность листа гладкая, покрытая волосками, как бы припорошена инеем, блестящая или матовая. Красота листьев становится особенно заметной у зеленых растений.
Разнообразные травы и папоротники подходят для тенистых участков сада, в которых цветы довольно редки. В этих местах можно лучше всего использовать их возможности. Комбинация мощных, крупных округлых и узких травянистых форм листьев лучше всего подходит для оформления участка у воды или края берега, что соответствует их естественному характеру.

Похожие материалы

Как построить садовый пруд

В саду своими
руками...

Читаем

Многолетники

Многолетние
цветы... 

Читаем

Без однолетних в саду не обойтись...

Уход за садом
и огородом....

Читаем

Деревья и кустарники

Декоративные
растения для сада...

Читаем

О розах

Если уж розы,
то все по правилам.. 

Читаем

О клематисах

Хлопотно ли
с клематисами...

Читаем