В конкретных областях человеческой деятельности, например, в разных видах искусства, законы цвета учитываются и воспринимаются по-разному.
То, что является правилом в дизайне одежды или интерьера, не находит применения в ландшафтном искусстве, и, наоборот, в саду прекрасно смотрятся сочетания цветов, неприемлемые в одежде или убранстве квартиры.
Однако существуют общие, универсальные закономерности восприятия цвета человеком. Их изучает наука о цвете - цветоведение. Таким образом, в науке о цвете для ландшафтного дизайнера важны как общие, так и специфические правила работы с цветом в садовом искусстве.
Главная цель, к которой стремится всякий художник, создавая то или иное произведение, заключается в достижении гармонии, в том числе гармонии цвета. Этой гармонии нельзя достичь, слепо копируя природу. Изучать природные сочетания красок, а не слепо воспроизводить их - вот главная задача дизайнера.
Здесь можно привести слова знаменитого живописца Ван Гога, признанного мастера цвета: "Начинаешь с безнадежных попыток следовать природе, и все у тебя идет вкривь и вкось; однако кончаешь тем, что спокойно творишь, исходя из своей палитры, и природа, отнюдь не протестуя, следует за тобой. Но эти две крайности нельзя отделять друг от друга".
Столь пристальное внимание к цвету живописцев вполне объяснимо, ведь цвет играет огромную роль в живописи. В живописных пейзажах при помощи цвета художник передает настроение. Используя заложенные в цветах, красках скрытые созвучия и контрасты, он добивается выразительности, эмоциональной насыщенности всего произведения в целом.
Так же велико значение цвета в природных и особенно искусственных ландшафтах. Именно цвет (и свет) придают садам глубину, яркость, эмоциональную насыщенность и выразительность.
Цвет обладает несколькими характеристиками. Первая из них - цветовой тон, определяемый длиной световой волны.
Наука о цвете, или цветоведение, основана на теории цветового круга. Свет, пропущенный через стеклянную призму, образует волновой спектр, наблюдаемый в виде "радуги", т. е. расположенных в определенном порядке цветовых полос. Видимый глазом цвет, или цветовой тон, определяется длиной световой волны и для каждого цвета имеет количественное значение.
Световой спектр схематически изображают в виде треугольника. Его составляют три главных цветовых тона - синий, желтый и красный. Фиолетовый, оранжевый и зеленый называют дополнительными цветами.
Установить основные "взаимоотношения" цветов позволяет цветовой круг, построенный на основе цветового треугольника. Расположенные в цветовом круге друг напротив друга цвета считаются сильноконтрастными.
Таковы сочетания фиолетового с желтым, синего с оранжевым и зеленого с красным. Цвета, расположенные через один, образуют среднеконтрастные пары, например синий с красным. Находящиеся рядом цвета образуют слабоконтрастные пары, например, красный и оранжевый.
При составлении растительных композиций применяются все названные сочетания и прочие, составленные по тому же принципу.
Вторая характеристика цвета - его насыщенность. Применительно к растениям она связана с количеством натурального пигмента, содержащегося в лепестках или в листьях.
Насыщенность цветового тона выражают в процентах по отношению к насыщенности соответствующей спектральной полосы. Наиболее насыщенными считают окраску венчиков красных, желтых и оранжевых цветов, наименее насыщенными - голубых, сиреневых, лиловых цветов.
Материалы к теме:
Если надумали строиться...Читать... | Главное прочный фундамент...Читать... | Строим баню...Читать... | |||
Из чего строить стены... Читать | Строим забор по правилам..Читать... | Чтобы не поехала крыша... Читать... |
В практике составления растительных композиций насыщенность цвета обязательно учитывается. Так, одно из основополагающих правил цветочных композиций отводит ненасыщенному цвету роль фона, доминирующего по количеству (объему), а насыщенному цвету - роль цветового акцента.
Согласно этому правилу, в цветниках и клумбах должны преобладать голубые, белые, розовые тона. На их фоне небольшие куртины красных, оранжевых или желтых цветов будут смотреться особенно выигрышно. Пренебрежение данным правилом приводит к "пестроте" композиций, как правило, производящей раздражающее, утомляющее впечатление.
Третья характеристика цвета - его светлота. Ее выражают количественно в процентах от светлоты белого образца. Однако более наглядно значение именно этой характеристики цвета для дизайнера-практика выявит черно-белая фотография любого цветника. На ней будут видны "темные" - фиолетовые, синие, пурпурные, красные и "светлые" - белые, розовые, желтые, сиреневые цветы. "Темной" или "светлой" может выглядеть и листва растений.
Хорошо, если цветник на черно-белой фотографии окажется не сплошь серым, а обнаружит так называемый "светлотный" контраст. Именно такой контраст, построенный на сочетании "темных" и "светлых" пятен, придает интерес, выразительность любой растительной композиции.
Включением в композиции, например,темных - пурпурнолистных - сортов или светлых - серебристых, пестролистных, золотистых декоративно-лиственных форм дизайнер может "оживить" любую растительную группу.
Цветовой тон, насыщенность и светлота - физические характеристики цвета - имеют математическое выражение. Пользуясь ими, можно создавать математически правильные колористические композиции.
Однако восприятие цвета человеком многогранно. Психофизиологические особенности восприятия цвета человеком формируют субъективную, но. тем не менее, общепринятую практику разделения цветов на холодную и теплую гаммы.
Синие, зеленые, фиолетовые тона, вызывающие ассоциации с водой, кажутся наблюдателю холодными, а красные, оранжевые, желтые, напоминающие пламя, - теплыми. Нередко цветовой круг разделяют на две части: "теплую" и "холодную".
Так, белый цвет в теплой гамме имеет оттенок слоновая кость, кремовый (например, сорта роз, лилейника), а в холодной гамме - серебристый или голубоватый отблеск (флоксы). Красный цвет в холодной гамме представлен пурпурным, вишневым и розовым тонами (пионы), а в теплой - алыми, кирпично-красными (тюльпаны, маки, гайлардия).
Даже желтый цвет, казалось бы, безоговорочно принадлежащий "теплой" половине цветового круга, в растительном царстве имеет "холодных" представителей - зеленовато-желтые купальницы, молочай, манжетка.
Это нужно знать:
Ландшафтный дизайн своими руками | Этапы проектирования участка | Ландшафтное проектиров. |
Растения в ландшафте сада | "Джентельментский" набор |
В растительных композициях, и особенно в цветниках, смешивать обе гаммы нужно с большой осторожностью. Например, соседство теплых и холодных красных тонов в одном цветнике приводит к взаимному поглощению цветов и как следствие - невыразительности всей композиции.
Гармоничны строго выдержанные в одной гамме композиции (например, розовый - голубой - серебристый белый "холодный" цветник). Такие сочетания тонов считаются в садоводстве классическими.
Влияние композиций теплой и холодной гаммы на человека различно. Теплые цвета, например желтый, поднимают жизненный тонус, заряжают бодростью и энергией, холодные - способствуют расслаблению, отдыху.
В соответствии с этими особенностями восприятия цвета одни композиции лучше размещать в парадной зоне, в зоне активного отдыха, а другие - в уединенных уголках, предназначенных для спокойного времяпрепровождения, в окружении умиротворяющих красок природы.
Садовому дизайнеру необходимо учитывать и то обстоятельство, что на ярком солнечном свету человеческий глаз в полном объеме воспринимает только теплые насыщенные тона - красный, оранжевый, желтый. Холодные ненасыщенные тона-сиреневый, голубой, розовый - на ярком свету теряются, как бы блекнут.
По этой причине цветники и композиции из ненасыщенных холодных тонов лучше размещать в полутени, а их яркие антиподы - в хорошо освещенных местах сада.
Распространенная ошибка начинающих садоводов заключается в концентрации внимания только на цветущих растениях. Однако цветение - мимолетное явление в жизни растений. Оно подвержено губительному влиянию климата, непогоды, зависит от ухода и множества других факторов.
Как бы компенсируя недолговечность цветения, природа обогатила растения многочисленными оттенками зеленого цвета в их листве. Не случайно англичане считают зеленый цвет самым главным цветом в саду.
Оттенки зеленого тона в листве растений включают голубые и сизые, желтые, золотистые и оранжевые, розовые, пурпурные и коричневые тона. Особенно прекрасны изумрудные, салатовые, темно-зеленые тона листвы.
Нельзя не упомянуть "вариегатные", т. е. пестролистные формы, где в листьях присутствуют белые, кремовые, золотистые полосы, пятна, кайма.
Более редки растения с пурпурной или серебристой окраской нижней стороны листовой пластинки. Есть даже растения с меняющейся в течение сезона окраской листвы. Так, весной листья клена Шведлера, астры, астильбе имеют пурпурный тон, а летом или к осени зеленеют.
Листва растений более устойчива или, как принято говорить в ландшафтном дизайне, декоративно стабильна. Это и есть та палитра цветов, которой может манипулировать ландшафтный дизайнер, добиваясь максимальной выразительности сада.
Сочетания растений по листве составляют с учетом тех же закономерностей, что принято в колористике.
Подводя итог обзору правил и приемов колористики в ландшафтном искусстве, нельзя не упомянуть о влиянии разнообразных факторов среды на восприятие цвета в пейзаже.
Обратите на это:
Создание сада | Все о садовых растениях | Строим дом |
Все цветы здесь | Создание газона | Строим баню |
Устройство водоема | Как же без альпинария... | Все о розах |