Контраст - художественный прием, заключающийся в резком противопоставлении качеств элементов композиции, позволяющий ярче оттенить их особенности.
Контраст можно назвать главным и наиболее часто применяемым в дизайне методом построения композиций. Особенность человеческого восприятия такова, что объекты, отличающиеся по какому- то параметру, например, размером или высотой, неосознанно подвергаются анализу или сравнению. Сравнение выявляет разницу, тем самым еще более ее подчеркивая.
Пользуясь методом контраста, дизайнер обращает внимание наблюдателей на те или иные особенности садовых объектов. Иными словами, если требуется обыграть необычную форму кроны кустарника, соседствовать с ним должны рядовые, часто встречающиеся формы. Яркий цветник выделяется на спокойном зеленом фоне сада.
С наибольшей отдачей метод контраста применим при составлении растительных композиций. Декоративные особенности растений как художественного материала настолько разнообразны, что дизайнер имеет возможность не повторяться в обыгрывании деталей их переменчивого облика. Метод контраста позволяет обратить внимание наблюдателя на те их особенности, которые он, возможно, и не замечал ранее.
Однако в саду присутствуют контрасты, возникающие вне связи с конкретными растениями, как бы сами собой. Угловатая форма зданий выгодно контрастирует с мягкими, плавными линиями сада.
Мощеные поверхности - жесткий "неживой" компонент сада, выгодно оттеняют живописные, мягкие формы живых растений. Объемные формы - строения, растения - контрастируют с плоскими - мощением, газоном. Ажурные кроны лиственных пород - с плотными кронами хвойных.
Теневые уголки сада контрастируют с освещенными, а экзотичные древесные породы в саду - с привычными глазу очертаниями крон местных видов деревьев. Палисадник с элементами регулярной планировки создает контраст с живописной природной частью сада, спланированной в мягких линиях.
Направленное, продуманное применение метода контраста позволяет выявить наиболее тонкие отличия предметов. Степень контраста может быть различной. Дизайнеры различают сильные, средние и слабые контрасты.
Сильные контрасты обращают на себя внимание, выделяются в общей картине сада. Например, сочетание шаровидной и узкоконической форм крон деревьев относят к сильноконтрастным. Иногда в структуру посадок вводят породу, резко отличающуюся по какому-либо параметру от окружения.
Этот компонент группы называют акцентом. Такие объекты или композиции доминируют на фоне прочих, менее контрастных по составу, посадок.
Это нужно знать:
Ландшафтный дизайн своими руками | Этапы проектирования участка | Ландшафтное проектиров. |
|
Растения в ландшафте сада | "Джентельментский" набор |
Одна и та же контрастная композиция лучше выглядит, если находится в саду в единственном числе. Повторы таких композиций снижают их ценность, утомляют глаз. Также нежелательно чрезмерное увлечение сильноконтрастными сочетаниями, придающими саду порой излишнюю напряженность, вычурность.
Желательно, чтобы сильноконтрастные сочетания в саду перемежались со средне- и слабоконтрастными или в композиционных решениях было больше разнообразия. Например, чтобы группы, контрастные по форме кроны, соседствовали с группами, контрастными по размеру листовой пластинки, по высоте, по характеру ветвления и т.д.
Наиболее сильным считают одновременный контраст по нескольким параметрам, например, в растительных композициях по размеру, форме и цвету соцветий или цветов.
Контраст может быть последовательным, например, при передвижении из затененной части сада в освещенную, при переходе из одной "зеленой комнаты" сада в другую, если они задуманы и устроены по разному или в разном цветовом тоне.
Так, прием последовательного контраста в английских садах часто основан на расположенных по ходу дорожки контрастных цветниках - вначале фиолетовом, потом желтом. При этом контраст проявляет одно из своих главных свойств: усиливает "звучание" компонентов. Желтый цветник кажется наблюдателю более ярким, насыщенным.
Пользуясь методом последовательного контраста, можно усилить впечатление от красоты сада и, наоборот, сгладить, стушевать его недостатки, от которых нельзя избавиться другими способами.
Материалы к теме:
Если надумали строиться...Читать... | Главное прочный фундамент...Читать... | Строим баню...Читать... | |||
Из чего строить стены... Читать | Строим забор по правилам..Читать... | Чтобы не поехала крыша... Читать... |
Не довольствуясь давно известными в практике примерами контрастных садовых композиций, ландшафтные дизайнеры создают новые, иногда наполненные необычным философским смыслом.
Один из таких приемов - "сочетание несочетаемого", вызывает много споров, но, тем не менее, широко распространен в работах современных ландшафтных новаторов. Так, они смело компонуют в саду классическую топиарную стрижку и внеярусную, живописную структуру цветников с преобладанием растений-дикарей.
В моду вошли садовая скульптура и фонтаны в виде замысловатых металлических конструкций из отслуживших свой век деталей автомашин.
Окруженные пышными куртинами садовых растений, они навевают размышления о неизбежной победе природы над враждебными ей машинами-чудовищами. Те же настроения возникают при взгляде на композиции, где совмещены живые и нарочито искусственные, "ненастоящие" растения из металла или бетона.
Нюанс - еще один прием ландшафтного дизайна. Контраст обыгрывает различие между объектами, а нюанс, наоборот, привлекает внимание к небольшому сходству.
Нюанс - тонкий, изысканный прием ландшафтного дизайна, рассчитанный на внимательного наблюдателя. Например, в показательном саду Королевского общества садоводов в Висли, недалеко от Лондона, находится цветник из однодольных растений, т. е. принадлежащих к семействам лилейных, злаковых, ирисовых.
Эти растения в большинстве своем имеют листья линейной или мечевидной формы, с параллельными или дуговидными жилками. Но каково изумление посетителей, когда над массой похожих, с небольшими различиями, листьев распускаются невероятно разнообразные по форме, размерам, окраске цветы и соцветия.
Обратите на это:
Создание сада | Все о садовых растениях | Строим дом |
Все цветы здесь | Создание газона | Строим баню |
Устройство водоема | Как же без альпинария... | Все о розах |