Сад воспринимается наблюдателем как объемная живая картина.
Ее красота заключается не только в уравновешенности, общей гармонии, но и в видимой глубине садовой перспективы.
Художник, выбирая для своей картины интересный пейзаж, создает живописное изображение трехмерного пространства на плоскости с учетом кажущегося изменения величины и очертаний предметов, обусловленного степенью их удаленности от наблюдателя. Это и есть эффект перспективы, открытый еще мастерами итальянского Возрождения.
Проектируя сад, ландшафтный дизайнер, подобно художнику, должен учитывать и использовать законы линейной и воздушной перспективы.
Линейная перспектива отражает изменения размеров, форм объектов и расстояний между ними в зависимости от расположения объектов в пространстве. Чем дальше предмет, тем он кажется меньше. Вертикальные линии в линейной перспективе остаются вертикальными.
Горизонтальные линии на плоском рельефе сходятся на горизонте, На понижающемся рельефе они сходятся в точке, расположенной ниже линии горизонта, на повышающемся рельефе - выше линии горизонта. Расстояние между предметами кажется уменьшающимся по мере удаления от наблюдателя.
Воздушная перспектива отражает изменения цвета, контуров, фактуры поверхности предметов, обусловленные удалением от наблюдателя.
Явление воздушной перспективы связано с состоянием атмосферы. Туманная дымка или жаркое марево - следствие насыщения воздуха воздушными парами или его нагрева - влияют на видимый цвет, рельефность, очертания предметов.
Расположенные в одной плоскости на равном удалении от наблюдателя объекты формируют план. Садовые перспективы часто бывают многоплановыми.
Наличие нескольких планов зрительно увеличивает глубину пространства сада и является одним из главных его украшений. Не менее выразительны виды с резкой разницей планов и с уходящей вдаль перспективой.
Одна из причин чарующей романтичности английских садов заключается в голубоватой дымке, окутывающей дальние планы садовых перспектив. Влажный приморский климат острова позволяет любоваться этим природным явлением - эффектом воздушной перспективы - почти круглый год.
Повышенная влажность воздуха в средней полосе России наблюдается в апреле-июне и в августе-октябре, когда в садах можно любоваться аналогичной картиной.
На ее восприятие влияют облачность, освещенность. Наиболее четко дальние перспективы просматриваются в ясную безоблачную погоду при сухом воздухе.
Голубоватая дымка, накладываясь на естественные краски объектов, сгущает цвет предметов синей гаммы, придает синеватый оттенок красному цвету, бурый - зеленому, зеленоватый - желтому.,/p>
В наименьшей степени подвергаются воздействию явлений воздушной перспективы белый, желтый и оранжевый тона. По этой причине окрашенные в перечисленные тона предметы зрительно кажутся ближе, чем на самом деле.
Так, осенью на лесной опушке желтые березы как будто выступают вперед из темной массы деревьев. Ярко-желтые бархатцы, высаженные на дальнем плане сада, как бы приближаются к наблюдателю. Объекты с мягкими, плавными контурами и синеватым оттенком, например веймутова сосна, оптически удаляются от наблюдателя.
Объекты с четкими рельефными контурами оптически приближаются. Используя эффекты воздушной перспективы, дизайнер может иллюзорно увеличивать площадь сада или его части, придавать мнимую глубину садовым видам.
Перспектива - наиболее сильное средство выражения пространственной глубины сада. Ограниченная посадками или сооружениями, узкая направленная перспектива называется видом, или вистой.
В переводе с итальянского виста означает «красивый вид». Виста как прием ландшафтного дизайна издавна применялась при создании садов.
Угол зрения человеческого глаза в горизонтальной проекции составляет 54°, а в вертикальной - 26°. Это означает, что все предметы, находящиеся вне пределов углового зрения, не воспринимаются.
Данное обстоятельство учитывается проектировщиком при размещении кулис - зеленых рамок из деревьев и кустарников, обрамляющих висту.
Кулисы могут быть многоплановыми. Они фокусируют внимание наблюдателя на так называемом фокусе интереса - завершающем висту объекте.
Им может быть красивый вид на окружающий ландшафт, группа берез, рукотворный холм, яркая композиция из растений, скамья, садовая скульптура.
Материалы к теме:
Если надумали строиться...Читать... | Главное прочный фундамент...Читать... | Строим баню...Читать... | |||
Из чего строить стены... Читать | Строим забор по правилам..Читать... | Чтобы не поехала крыша... Читать... |
Садовые висты, как правило, относительно неглубокие - длиной не более 100 м. Но и такой размер позволяет создавать рукотворные многоплановые перспективы, зрительно увеличивающие площадь сада.
Виста как прием ландшафтного дизайна просто необходима в зажатых соседними строениями небольших садах. В исторических парках встречается прием, получивший название «ах-ах».
При движении по прогулочной дорожке вдоль границы сада устраивается прорыв в зеленом массиве или в живой изгороди с раскрытием вида на окружающую местность.
Вместо высокой ограды здесь устраивается ров и таким образом создается полная иллюзия включения природного ландшафта в композицию сада. Так же можно завершить и садовую висту.
С понятиями вид, виста, пейзажная картина, садовая перспектива связано понятие «точка наблюдения» или «видовая точка». Это место на территории сада, с которого хорошо воспринимаются виста в саду или вид за его пределами.
Нужно подчеркнуть, что виды и отдельные композиции сада воспринимаются по-разному в зависимости от расстояния между ними и точкой обзора.
На относительно больших расстояниях - 700-1500 м - можно рассмотреть массы насаждений и уловить разницу между планами. На расстоянии 200-700 м можно отличить отдельные деревья, группы деревьев, определить породы - лиственные, хвойные.
От 30 до 200 м хорошо различаются не только виды деревьев, но и форма кроны, оттенок зелени, цвет ствола. На расстоянии 10-30 м с учетом вертикального угла зрения с наибольшей полнотой воспринимаются деревья.
Видны не только форма кроны, оттенок зелени листвы, но и характер ветвления, размер листа, плотность кроны, фактура ствола. Кустарники с этого расстояния воспринимаются только по форме и светлоте зелени.
С расстояния 5-10 м можно рассмотреть декоративные особенности кустарников и форму куста крупных травянистых многолетников.
С этого расстояния цветники воспринимаются как цветовые пятна. С 1-5 м в цветниках различимы декоративные группы, нюансы цвета, фактуры. При ближайшем рассмотрении видны детали строения растений: гофрированные лепестки, опушение и т.п.
Итак, наиболее четко на расстоянии просматривается форма кроны деревьев. По мере приближения различимы светлая и темная листва (хвоя), затем характер ветвления, плотность кроны, размер листовой пластинки, оттенок зелени, форма листа и вблизи - мелкие детали строения.
Эти обстоятельства учитывают при составлении композиций из растений и их размещении. Тогда, например, растение с интересной формой листа не попадет на дальний план, где эта его особенность не будет видна.
Проектирование видов идет двумя путями. Уже существующие на территории сада или за его пределами виды оформляют кулисами, промежуточными планами, цветовыми пятнами и т.п., одновременно создавая комфортные условия для их восприятия.
Второй путь заключается в проектировании и создании искусственных видов на территории сада. Их располагают так, чтобы они обозревались из окна гостиной, с террасы, балкона, от входной калитки, с площадки отдыха, из беседки, с поворота дорожки, т. е. проектируют виды в расчете на имеющиеся видовые точки.
Благодаря небольшим размерам и «приближенности» к наблюдателю эти «микропейзажи» насыщены деталями мелкими нюансами.
Вот почему при проектировании малого сада так важно знание проектировщиком особенностей строения растений и умение их обыгрывало.
Наиболее выигрышную видовую точку «закрепляют» - оформляют мощением, скамьей, видовой беседкой. В русских садах XVIII—XIX вв. беседки с открывающимися из них видами на окружающую местность называли миловидами. Ставили миловиды в определенных точках рельефа, обычно на возвышении.
Среди отечественных паркостроителей того времени особым искусством в обработке и использовании видов отличался Николай Львов. Его парковые картины были наполнены жизнью, движением. За прошедшие века человек, преобразовав природу, лишил ее первозданной дикости.
Природные пейзажи утратили потенциальную опасность, враждебность. Природа, став уютным домом для человека, одновременно превратилась в объект романтического созерцания.
Будни и праздники деревни, обозреваемой из миловидов и террас построенных Н. Львовым усадеб, издали воспринимались как театрализованное действие.
Здесь и река с плывущими по ней лодками, и луга, где идет сенокос, и дорога с проезжающими повозками, деревенская кузница в отсветах пылающего горна.
Полны движения, перемен и картины дикой природы. Вот лунная дорожка на речной глади, угасающий закат или нарождающийся рассвет, летящие по небу облака и косяки перелетных птиц, гроза и первый снег.
Вывод: Законы линейной и воздушной перспективы - лежащие в основе приемов ландшафтного дизайна, позволяют зрительно увеличить пространство сада и глубину видов, замаскировать неприглядные и мешающие целостному восприятию сада объекты, усилить звучание тех или иных композиционных приемов, материалы сайта sadsamslabo.ru надеемся помогли Вам разобраться в вопросе: Законы линейной и воздушной перспективы
Обратите на это:
Создание сада | Все о садовых растениях | Строим дом |
Все цветы здесь | Создание газона | Строим баню |
Устройство водоема | Как же без альпинария... | Все о розах |