Симметрия и асиметрия
Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к линии или плоскости. Иначе говоря, симметричные композиции имеют одинаковые левую и правую части относительно оси симметрии.
В природе можно обнаружить множество симметричных объектов, но симметричные композиции возникают случайно и встречаются крайне редко как курьезы. Симметрия сада заключается в идентичности планировки правой и левой частей сада относительно оси симметрии, именуемой планировочной осью.
Симметричные композиции обладают внутренним равновесием, гармонией. Это субъективное восприятие симметрии привело к наделению равновесных, симметричных композиций особой жизненностью, устойчивостью.
Симметрия стала основой регулярной планировки садов, возникшей еще в Древнем Египте и получившей широкое развитие в садах Италии, Франции, Голландии и России в XVI—XVIII вв.
В разные эпохи она трактовалась по-разному. В древности четкие планировочные линии символизировали противостояние человека и дикой природы, триумф человека-строителя.
Позднее с помощью регулярной планировки получила выражение идеологическая и религиозно-мистическая символика. Таковы французские регулярные парки, прославляющие монархию, и исламские сады, олицетворяющие незыблемость догм ислама.
Регулярный стиль как язык ландшафтной архитектуры подходит для выражения торжественности, официальности. Это символически передано средствами ландшафтной архитектуры в планировочном решении регулярных парков культуры и отдыха советской эпохи.
Регулярные сады и парки, сохраненные как образцы садово-паркового искусства прошлого, далекого и очень близкого, служат источниками интересных идей и приемов. Чтобы полюбоваться выразительностью регулярного стиля, не обязательно ехать в Версаль, достаточно совершить прогулку по ВВЦ в Москве.
Кроме симметрии в планировке, регулярность садов выражается в прямизне аллей и дорожек, геометрии клумб, в топиарной стрижке растений. Для регулярного стиля характерно обилие скульптур, бассейнов и фонтанов.
Регулярный сад отделен от окружающей местности изгородями, значение которых всячески подчеркивается. Они украшены вазами, резными решетками и ажурными воротами.
В регулярных садах объекты утилитарного назначения - сараи, конюшни, огороды - не обособляются и не маскируются, а напротив, приукрашиваются и выставляются напоказ. Все, что находится за пределами сада, как бы не принимается во внимание, а сам сад становится обособленным миром.
Материалы к теме:
![]() |
Если надумали строиться...Читать... | ![]() |
Главное прочный фундамент...Читать... | ![]() |
Строим баню...Читать... |
![]() |
Из чего строить стены... Читать | ![]() |
Строим забор по правилам..Читать... | ![]() |
Чтобы не поехала крыша... Читать... |
Симметрия регулярных композиций может быть только внешней, а планировка второстепенных композиций разнообразна и неповторима. Так внешне идентичные по форме и площади боскеты Версаля разительно отличаются один от другого по внутреннему устройству. В одном разбит летний театр с травяной сценой, в другом устроено озеро с островом, в третьем - лабиринт.
В современном ландшафтном дизайне симметричные построения, так же как и композиции, используются редко. Исторически сложившийся в грандиозных дворцово-парковых ансамблях классический регулярный стиль подойдет крупным особнякам или как продолжение архитектурного стиля здания, спроектированного, например, в духе итальянской виллы эпохи Возрождения.
Классический регулярный сад должен соответствовать образу жизни хозяев. Он призван поражать, подавлять. Строгость его планировки придает напряженную торжественность любому обыденному явлению. Такая планировка не совсем уместна в небольшом саду у скромного домика.
Равновесие (как субъективное ощущение) симметричных садовых композиций достигается идентичностью правой и левой ее частей относительно планировочной оси. Уравновешенными могут быть и несимметричные (или асимметрические) композиции.
Ощущение равновесия в них создается разными по планировке, размерам, но сбалансированными по декоративной насыщенности, интересу правой и левой частями. Человек подсознательно обращает внимание на объекты, выделяющиеся из общего визуального ряда.
Какие предметы более других привлекают внимание? Некоторые предметы кажутся более легкими или более тяжелыми, чем есть на самом деле. Например, дома, отделанные темным деревом или красным кирпичом, кажутся тяжелее, массивнее светлых оштукатуренных зданий. Плотные темные кроны хвойных зрительно «перевешивают» ажурные кроны берез. Итак, восприятие предметов зависит от их цвета и плотности.
Равновесие асимметрических композиций определяется соответствием левой и правой частей. Так, старый кряжистый дуб зрительно уравновесит группу молодых берез, несколько крупных деревьев - дом, обширная зеленая лужайка - яркий цветник.
Сбалансированности композиций можно добиться, изменяя объем и количество задействованных предметов. Например, пышную ель уравновесит крупная группа листопадных кустарников.
Это нужно знать:
![]() |
![]() |
![]() |
Ландшафтный дизайн своими руками | Этапы проектирования участка | Ландшафтное проектиров. |
![]() |
![]() |
![]() |
Растения в ландшафте сада | "Джентельментский" набор |
Ощущение симметрии создается не только «равновесием» предметов, но и средоточием внимания, которое они способны привлечь. Человека привлекают яркие, очень светлые или очень темные цветовые пятна, предметы необычной формы, а также зигзагообразные и волнистые линии, ритмические повторы, обширные плоские поверхности, группы мелких объектов, предметы с «острыми» выступами и т.п.
Распределение таких объектов относительно гипотетической планировочной оси позволяет создавать уравновешенные, гармоничные асимметрические ландшафтные композиции. Асимметрическое равновесие часто встречается в природе, еще чаще - на полотнах живописцев и, наконец, лежит в основе ландшафтного стиля планировки садов.
Ландшафтный стиль планировки возник одновременно с регулярным, но окончательно сформировался и получил широкое распространение в XVIII в. Идеологически он олицетворяет раскрепощение человеческого духа, выраженное в свободе планировочных линий и фигур, естественных формах растений, пластике земли и воды.
Ландшафтный сад не обособлен от окружающей природы, а сливается с ней в единую композицию. Средствами дизайна в ландшафтном саду стремятся оптически увеличить его размеры, придать ему большую глубину, приблизить далекие красивые объекты, замаскировать все некрасивое и в наибольшей степени воспользоваться красотой окружающего пейзажа.
Изгороди и ограды по этой причине тщательно маскируют, природные красоты усиливают, а недостатки участка исправляют или стушевывают.
Природа с ее мягкими линиями и красками - источник вдохновения для последователей этого стиля, а подчеркнутая естественность всех построений - главный принцип. Именно в ландшафтных садах с полной силой раскрываются декоративные особенности растений.
Утилитарные постройки своей неестественностью, обыденностью не соответствовали духу классического ландшафтного сада. Их маскировали или размещали в его удаленных уголках.
Классические ландшафтные и регулярные сады сохранены как исторические памятники искусства в разных странах и взяты под охрану государств.
В работах ландшафтных архитекторов оба стиля получили дальнейшее развитие, приведшее к появлению «смешанных» садов, содержащих элементы той или иной планировки.
В XX в. сложились два стиля планировки. Первый можно назвать «современным регулярным» - с элементами регулярности, построенный на принципах несимметрического равновесия с использованием геометрических фигур в планировочном рисунке сада.
В окончательном виде он сформировался в совместных работах английского архитектора Эдвина Лютенса (1869-1944) и художницы, садового дизайнера Гертруды Джекилл (1843-1932).
Архитектор Лютенс известен как создатель популярного типа жилого дома, напом нающего традиционный английский деревенский дом, и изящного планировочного решения сада с использованием регулярных построений, подчеркнутых каменными балюстрадами, колоннами, бордюрами.
Спроектированные Лютенсом квадратные и прямоугольные клумбы Гертруда Джекилл заполняла ландшафтными композициями из растений. Этот новый для своего времени стиль планировочного решения сада оказался очень удобным для небольших садов, где сказывается дефицит площади.
Для этого стиля характерно сочетание геометрических форм планировки: кругов, окружностей, квадратов, прямоугольников - с асимметричными композициями из растений.
Геометрия планировки создает постепенный переход от жилого здания к саду. Растения смягчают своими очертаниями прямые углы и линии планировки, контрастируя с ними. Новый регулярный стиль удобен также для парадного оформления зданий, городских скверов и офисов.
Он позволяет использовать и другие элементы регулярных садов - топиарную стрижку, вазоны, скульптуру в сочетании с современными приемами оформления.
Второй современный стиль планировки можно назвать «новым ландшафтным». В его основе также лежит волнистая линия, а фигуры планировки по-прежнему произвольные, абстрактные. Композиции выстраивают по принципу асимметрического равновесия.
Ландшафтный стиль в современной трактовке тяготеет к подражанию дикой природе, использованию растений природного, «дикого» облика, естественной скульптуры в виде коряг и камней.
Часто ландшафтным садам придают этнографическую окраску и тогда включают в садовые композиции произведения национальных ремесел, утварь, жилые и культовые сооружения. Этим подчеркивается неразрывная связь человека и природы, естественность взаимоотношений человека с окружающей средой.
В малом саду ландшафтный стиль подразумевает тщательную работу с растительным материалом, обыгрывание декоративных особенностей растений во всем их многообразии.
Здесь может быть уместна аналогия с музыкальными произведениями, допускающими исполнение первозданных, народных песен в современной аранжировке. Точно так же кусочек рукотворного луга можно вписать в самое современное окружение из стекла и бетона.
Вывод: Приемы композиции в проектировании малого сада - важный момент при проектировании малого сада. Материалы сайта Сад своими руками помогут Вам получить необходимые знания для проектирования сада своими руками.
Обратите на это:
![]() |
![]() |
![]() |
Создание сада | Все о садовых растениях | Строим дом |
![]() |
![]() |
![]() |
Все цветы здесь | Создание газона | Строим баню |
![]() |
![]() |
![]() |
Устройство водоема | Как же без альпинария... | Все о розах |